Об истории методистской церкви в Эстонии

Об истории методистской церкви в Эстонии

С пастором Георгом Ландбергом мне посчастливилось встретиться впервые в 1994 году в Самаре, на первой Ежегодной Конференции ОМЦ Евразии, где он был гостем от Эстонской Объединенной Методистской Церкви. Следует отметить, что служитель Самарской церкви Владислав Спекторов уверовал во Христа в Таллине в церкви, где служил Георг в 1988 или 1989 году и потом, возвратившись в Самару, он основал церковь. 

Через год в Москве проводился семинар по евангелизации и Ежегодная Конференция, на которой выступала группа прославления из Таллиннской Методистской церкви. 

Хочу представить вашему вниманию рассказ Георга и Екатерины Ланберг о служении русскоязычной Методистской церкви в Таллинне в Советском Союзе. 

Началом официальной русской работы в Эстонской Методистской Церкви следует считать февраль 1957 года. Так уж получилось, что в силу обстоятельств, мы с женой оказались в самой непосредственной близости с началом этой работы.

Георг и Екатерина Ламберг

После окончания горного техникума, как молодые специалисты, мы должны были отработать положенный срок на шахтах Эстонии и вернулись в Таллинн в 1954 году. Ранее, мы принадлежали к разным общинам. Катя была членом русской баптистской, а я – эстонской общины евангельских христиан «Эммануил», которую советские чиновники в числе других эстонских общин, поместили под одну крышу «Олевисте», для упрощения наблюдения за их деятельностью.

Однако методисты, в лице своего пастора Александра Куума сумели отстоять свою церковь, членами которой стали и мы с женой в 1955 году. Нас пригласили петь в эстонский хор, затем начались выступления на русском языке в торжественные дни, где мы исполняли дуэты и свидетельствовали. Эстонские собрания стали посещать русские и украинцы, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за голода и гонений на христиан в Украине и России. Приходили на служения так же и из местной русской общины баптистов и пятидесятников.
Маленький зал на ул. Мере 3, где методисты арендовали помещение, наполнялся русскоязычными людьми настолько, что появилась необходимость в постоянном переводе. Эту работу временно выполняла Тамара Алексеева, а после нее долгие 35 лет Лидия Галузинская. Как правило, после каждого собрания приходилось общаться с прихожанами и отвечать на разные вопросы и особенно, касающиеся методизма. Для многих русских и украинцев это движение было неизвестным.

В конце 1955 года, группа энтузиастов русской службы, куда кроме нас с женой, входили Марет Пуу, Ральф Уусмяэ и Оскар Корнель, обратилось к руководству общины с вопросом об открытии русского служения. В посте и молитве, мы ожидали ответа от Господа. 1 Петра 5:7 «Все заботы возложите на Него, ибо Он печется о вас». Наконец, братским советом была предоставлена единственная возможность собираться с 8 утра по воскресеньям. Мы приняли это, как ответ Господа на наши молитвы.

На фото слева Оркестр русской общины 50 — х годов. На фото справа — те, кто стоял у истоков общины в 1957 г. 


Итак, в феврале 1957 года, начались первые пробные русские собрания.


Руководили пасторы Хуго Оэнго и Александр Куум. Каждый более менее способный служил своим даром. Учились проповедовать с кафедры. У Кати всегда был запас декламаций и короткая проповедь. Пастор говорил последним и заканчивал служение. Постепенно привыкал к кафедре и я. Мы с Катей продолжали петь в эстонском хоре. Я посещал братские собрания, и на мне лежала ответственность за порядок и подготовку к собранию, проповеди, пение и т.д. Вскоре у на уже был ансамбль. Конечно, мы мечтали о русском хоре. Задача была не из легких. Но у нас были люди, которые умеют не только мечтать. Брат Пауль Корнель, который руководил эстонским хором, согласился руководить нашим. Значит, начало есть, только нет певцов. Пошли на крайность. Предложили петь в хоре всем, кто хочет. Никто из них никогда в хоре не пел, а петь ой как хотелось!

В 1969 году мною был организован струнный оркестр и тогда начались выезды и посещения других эстонских общин. Прием всегда был радушный. Пели, проповедовали, свидетельствовали, мне приходилось еще переводить. На протяжении всего оккупационного периода, верующие эстонцы и русские жили в братской любви. За выезды в другие общины, как правило, грозили штрафы и неприятные собеседования с правлением церкви.

Хор в конце 70 — х годов XX века.

Что касается проведения наших служений, то на каждом собрании присутствовал как минимум один «сотрудник» КГБ. Очень часто нас жаловал своим вниманием заведующий кафедрой атеизма ТПИ, товарищ Эллер, посылая во время собрания записочки с различными замечаниями. Особенно он заботился о том, чтобы не было детских выступлений, но поскольку этот «грех» у нас постоянно повторялся, то эти записочки содержали неудовольствия последнего. Время от времени, КГБ «промывало мозги». Это продолжалось годами, но поскольку я работал на производстве, и от церкви зарплату не получал, то для «общества» я был не лишним. Все заканчивалось предупреждениями.


Десятилетний период служений по воскресеньям, с 8 утра, при любых погодных условиях: в стужу и дождь, в пургу и метель, наскоро подняв троих сонных детей, бегом на собрание закалило нас всех. Никто не жаловался на недосыпание. На утренних русских богослужениях всегда присутствовало довольно много верующих из баптистов и пятидесятников.

Наконец, через десять лет пастор Александр Куум объявил, что «испытание» закончено. Новое время наших собраний было по воскресеньям в 12:30 и по вторникам в 19:00. Этим самым открылась возможность для более благоприятных условий русской работы в церкви, которая заметно расширялась. 

В конце 1980-х началась повальная эмиграция христиан за границу. Наша церковь была вынуждена благословить на выезд более 50 семей, приблизительно 200 человек. В основном это были молодые люди, певцы и музыканты. Для общины это было ощутимо, но работа шла дальше и скоро количество уехавших восполнилось новыми членами. 

Русская методистская церковь – евангелизирующая церковь. Она первая проникла в места заключения с осени 1989 года и три года проводила активную работу среди заключенных разных колоний, в том числе и женской. 
Но основная работа была в Румму в третьей колонии, где мы добились разрешения тюремного департамента о строительстве своими силами помещения для проведения молитвенных собраний. Это была первая церковь в колонии в Эстонии. 

Русский хор принимал участие в таких грандиозных евангелизационных мероприятиях, как «Возрождение 92» с участием Билли Грема в Москве в Лужниках и «Возрождение-95» в Таллинне. 

В 1993 году наша молодежь помогла в организации и проведении евангелизационного служения на русском языке с участием Ники Круза, в Таллиннском горхолле. 

Фотографии общины

Слева — Воскресного Богослужения в 80-е годы XX в. в здании Адвентистской Церкви, которую арендовали на протяжении сорока лет. Справа вверху — молодежное служение в 90-е годы XX в. Справа внизу — Георг и Екатерина Ланберг в 2006 году.

Таллиннская русская община содействовала в создании новых общин в Йыхви, Кейла, Палдиски и Кохила. В дальнейшем благодаря инициативе Йыхвинской общины были организованы общины в Кохтла-Ярви, Кунда, Азери, Силламяэ.

В 1970 году, в селе Камяница в Закарпатье (Украина), был открыт филиал Таллиннской Методистской Церкви, которой руководил Иван Вукста. В настоящее время там уже две общины, одна из них в Ужгороде, другая в Камянице.

В 1992 году филиалом нашей церкви была зарегистрирована община в Самаре (Россия). Лидер этой общины Владислав Спекторов уверовал в свое время на одном из наших собраний в Таллинне. Эта община стала первой Русской Методистской общиной в России.

Георг Ламберг, 2016 г.Таким образом, методизм возвратился опять в Россию, откуда он еще в царское время проник через брата Василия Тяхт в Эстонию на остров Сааремаа. 

С Божьей помощью мы преодолели все трудности, которых было немало. Действительно мы можем подобно Самуилу поставить памятный камень и назвав его «Авен-Эзер» (камень помощи) воскликнуть: «До сего места помог нам Господь» 1-Царств 7:12.