Группы завета объединяют изолированных слушателей Богословской семинарии

Группы завета объединяют изолированных слушателей Богословской семинарии

Сергей Николаев

Когда самоизоляция и карантин стали частью социального дистанцирования, необходимого для сдерживания распространения коронавирусной инфекции, слушатели Богословской семинарии Объединенной методистской церкви обратились к своим группам завета онлайн для поддержания духовного общения.

Эти виртуальные собрания, основанные на оригинальной идее «групп» Джона Уэсли, были представлены слушателям Московской семинарии служителями и церковными лидерами Объединенной методистской церкви из Северной Джорджии. Регулярные встречи этих групп позволяют продолжить общение и практику духовных дисциплин даже во время самоизоляции.



Слушатели Богословской семинарии Объединенной методистской церкви уже несколько лет ведут группы завета онлайн. На фотографии слева: Ирина Рушкевич, Катерина Токарева, Анна Климина и Наталья Зайцева. Фото предоставлено Сергеем Николаевым. Сделано в 2018 году.

Семинарии всегда приходилось иметь дело с проблемой расстояний. Евразийская епископальная территория охватывает 11 часовых поясов, с территорией в 17 миллионов квадратных километров. Джон Уэсли однажды сказал: «Весь мир — мой приход», а методисты Евразии любят говорить, что их епископ, Эдуард Хегай, имеет самый большой приход в мире.

Для того, чтобы обеспечить единство и связь между слушателями, семинария нашла творческие решения, чтобы справиться с огромными расстояниями Евразии.

Одно из решений заключалось в том, чтобы слушатели собирались в Москве четыре раза в год по две недели. Остальное время года они работают над курсовыми работами, служат в поместных церквях, а также трудятся в своих родных городах России, Украины, Беларуси, Казахстана или Кыргызстана.

Тем не менее, духовное формирование, происходившее в семинариях традиционной академической модели очно, потребовало целенаправленных усилий для слушателей, которые большую часть года находятся вне здания семинарии. Модель для такого круглогодичного формирования появилась в 2015 г. в виде групп завета в результате партнерских отношений между Богословской семинарией и Конференцией Северной Джорджии.

Модель заключается в том, что группы завета встречаются еженедельно в течение примерно 90 минут. Члены каждой группы завета обязуются участвовать в жизни группы в течение года. Каждая встреча начинается с классического уэслианского вопроса «Как поживает твоя душа?». Многие группы используют вопросы Уэсли по самоанализу, которые он первоначально написал для оксфордского «Святого клуба». Члены группы изучают Библию, чтобы лучше понять, как применять ее в своей жизни. Общие молитвы являются важной частью собрания. На собраниях также определяются личные цели духовного роста на следующую неделю.

«Для меня ценность групп завета в том, что я имею возможность взаимного душепопечения, исповедания грехов, духовного обогащения и роста совместно с другими ребятами, часть которых также является служителями, и порой сталкивается с  похожими вызовами», — сказал доктор Александр Шевченко, пастор Луганской Объединенной методистской церкви, а также штатный врач реабилитационного центра. Он планирует закончить семинарию в июне.

Женщины собираются в группе с женщинами, а мужчины — с мужчинами, чтобы достичь атмосферы глубокого доверия и безопасности. Они делятся друг с другом трудностями, с которыми сталкиваются как в духовной, так и в личной жизни. Исповедь в конфиденциальном кругу доверенных друзей и молитва взаимной поддержки приносят освобождающий эффект.

«Многие радости и вызовы материнства, брака, красоты и здоровья женщин могут понять только женщины. Группа завета создает безопасную среду для такой откровенности», — сказала Елена Мельникова, проректор Богословской семинарии по развитию и административной работе и лидер одной из групп.

Слушатели семинарии — это первая волна лидеров и членов групп завета. Некоторые слушатели и сотрудники семинарии приглашают в свои группы пасторов и членов церкви из-за пределов семинарского сообщества.

После трех лет такой духовной дисциплины каждый член группы завета готов начать свою собственную группу. Несколько слушателей уже создали свои собственные группы завета в своих церквях. Некоторые из них раньше встречались  лично, но при введении карантина у них уже была проверенная модель встреч по Скайпу.

«По поводу новой коронавирусной инфекции могу сказать, что существенно она не повлияла на группу завета, поскольку мы проводим ее по Скайпу. Единственное, что могу отметить, это то, что данная ситуация показала преимущества уже отлаженного общения онлайн, тогда как церковь и другие организации только столкнулись с необходимостью такого общения. В подобных случаях особенно важны совместные молитвы и поддержка, что мы и делаем на группе завета», — сказал Шевченко. 

Хотя некоторые группы привыкли встречаться лично,  переход на Скайп не был сложным.

«Конечно, ситуация с коронавирусом сильно повлияла на нашу группу, собираться вместе стало тяжелее. У нескольких людей в группе нет возможности использовать Скайп. Первым побуждением было объявить каникулы, но потом мы решили, что все равно попробуем встречаться удаленно через Скайп, а за тех, кто не может это сделать (особенно за людей пожилого возраста) просто будем молиться на этих встречах», — говорит Елена Левушкина, юрист из Волгограда и слушательница второго курса семинарии.

Наталья Прохорова, ответственный пастор Самарской Объединенной методистской церкви, сказала, что требование оставаться дома во время коронавируса «позволяет выделить больше времени для встреч и размышлений над Словом Бога. Не чувствуешь себя изолированным только в своей семье. Всей группой мы можем молиться за скорейшее разрешение этой беды в нашей стране и во всем мире». Наталья стала членом группы завета Ольги Кобзевой, проректора Богословской семинарии по академическим вопросам, а затем самостоятельно открыла две группы в своей церкви.

В настоящее время в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане насчитывается более 30 групп завета. Большинство из них встречаются в Скайпе. В классическом уэслианском духе взаимосвязи, они служат моделью духовного роста и развития даже тогда, когда христиане не могут встречаться лично — будь то из-за расстояния при нормальных обстоятельствах или из-за чрезвычайных обстоятельств, требующих  изоляции и карантина.

Сегодня в России и во всем мире коронавирусная пандемия дает нам уникальную возможность взглянуть на истоки уэслианского движения и переосмыслить, как его базовые элементы могут обеспечить успешный путь в будущий пост-коронавирусный мир.

Сергей Николаев является ректором Богословской семинарии Объединенной методистской церкви и профессором кафедры евангелизма. 

Все вопросы, связанные с группами завета, просьба присылать на moscowseminary.umc@gmail.com

English version of this article.