Как гореть не сгорая?

Как гореть не сгорая?

Причины, вызывающие выгорание пасторов и служителей

Основные мысли прямого эфира с пастором и психологом Натальей Прохоровой (Самарская ОМЦ)

Типичные основные причины, характерные для всех, кто работает с людьми:

  • Не видят результат своего труда (учителя, врачи, работники социальных сфер, пасторы, сферы обслуживания). В случае со служителями: цель служения помочь человеку примириться с Богом через веру и стать посвященным учеником и последователем Иисуса Христа.
  • Неадекватное вознаграждение за работу (служение). В случае с пастором речь не только о материальном вознаграждении, которое часто не восполняет все нужды служителя, но и отсутствие похвалы и одобрения от членов Церкви и руководства или их постоянная критика могут быть причиной выгорания.
  • Невозможность покинуть эту работу. В случае со служителем Церкви, это переживание из-за не выполненного Божьего призыва «Я не исполнил своё предназначение», «Люди могут преткнуться через мой уход и потерять веру» и т.д
  • Постоянно повторяющиеся стрессовые ситуации.

Причины, которые приводят к выгоранию пасторов и ответственных служителей Церкви.

  • Ожидание от служителя Церкви универсальности: проповедник, душепопечитель, молитвенник, хозяйственник, прекрасный организатор, хороший администратор, юрист, газовик, строитель и т.д.
    Выход: Осознайте свои основные обязанности и дары и служите с доброй совестью перед Богом согласно вашему предназначению. Ищите в общине людей, которые с радостью и согласно своим дарам могли бы участвовать в служении, помогая вам там, где вы не чувствуете себя компетентным. Делегируйте свои полномочия членам общины, обращайтесь за помощью, не стремитесь к 100% идеальности.
  • Ожидание от служителя вездесущности: успевать всё везде и всегда, быть в нужном месте, послужить всем, кто нуждается.
    Выход: Осознайте границы своих возможностей, составьте чёткий план своей работы, чёткий и сбалансированный распорядок дня, анализ проделанной работы в конце дня.
  • Ожидание от служителя, что он должен быть идеальным: всегда в хорошем настроении, никогда не болеет, не устаёт, всегда знает ответы на все вопросы, его семья идеальна, отношения в ней возвышенны и т.д.
    Выход: Признавайтесь перед собой, что вы всего лишь человек, признавайте перед собой, Богом и людьми свои ошибки, которые есть у всех, даже очень признанных служителей. Вы не идеальны, и никто не идеален.
  • Стремление служителя быть для всех хорошим и угодить всем. Множество людей, и у всех свои отличные друг от друга ожидания от пастора. Угодить всем людям просто не реально, этого и не требует Господь от своих служителей. Сам Иисус не делал этого и упрекал людей, что и Иоанн Креститель им не подошел, и сам Иисус вызывает у них постоянную критику.
    Выход: Угождать Богу, перед Богом и людьми иметь чистую совесть, не лениться, жить активной духовной жизнью: регулярная молитва и чтение Слова, пост.
  • Ожидание от пастора, что он как оракул или медиум получает от Бога точные инструкции по всем поводам, включая частные вопросы каждого прихожанина.
    Выход: Признавайте ограниченность своих откровений Словом Божьим, опирайтесь на Библию в своих ответах, по конкретным частным вопросам своей жизни верующий человек может обращаться к Богу в личной молитве сам.
  • Ожидается, что пастору и его семье в этой жизни ничего земного не нужно. Питается маковым зернышком, спит на полу, не нуждается в отпуске, его семья имеет безграничное понимание, ему полезно ходить пешком и носить тяжести.
    Выход: Осознайте свои потребности и потребности своей семьи, будьте скромны, но оказывайте заботу себе и близким, имейте чёткие границы.
  • Ожидается, что пастор — это практически «Капитан Америка», и он может и должен решать все проблемы прихожан, включая бытовые, найти мужа или жену, вникать во все семейные передряги, воспитывать родственников и детей прихожан и т.д. Подразумевается, что в его сутках 48 часов, и это входит в его обязанности.
    Выход: есть проблемы в жизни людей, которые они должны решать сами и брать ответственность за свои решения и выбор. У пастора есть свои задачи, которые он точно должен выполнять и не брать на себя не свои сверх задачи. Помните Господь – это не вы. И возможно Бог работает с этим человеком через трудности его бытия.
  • «Жизнь в аквариуме». Зачастую жизнь служителя и его семьи находится под особым пристальным надзором со стороны прихожан, особенно напряженная ситуация, когда пастор живёт в Церкви. Вымыта ли посуда на кухне, как одевается его жена, как разговаривают его дети и т.д. Мы не говорим о каком-то разнузданном и греховном поведении, но часто придирки носят субъективный характер, семья и сам пастор открыты для постоянного анализа со стороны, всё улавливается, истолковывается, выводится наружу.
    Выход: По возможности избегайте жить в здании Церкви или имейте отделенную площадь для проживания, закрытую для всех. Отделите свою личную жизнь, никогда не афишируйте свои семейные проблемы, дома не возлагайте проблемы общины на плечи тех, кто не способен их правильно принять и понести (жены, ваши дети, ваши родители)
  • Не возможность говорить с кем-то о своих проблемах, исповедоваться в возникших искушениях или в допущенном грехе. Чувство одиночество часто присутствует у служителей. Без подотчетности есть возможность запутаться и поддаться искушению, что может привести к падению и выгоранию служителя.
    Выход: иметь своего духовного наставника, кому вы доверяете и это должен быть не человек из вашей Церкви, лучше если это будет коллега или старший в служении (старший пастор, епископ). Не стесняйтесь в определенных вопросах обращаться к специалисту: психологу, психотерапевту.
  • Ненормированный рабочий день. Не понятно, когда он начинается и когда заканчивается. Часто размытый выходной день или он отсутствует вовсе и так же в отпуске пастор продолжает вникать в проблемы прихожан, контролирует служение в Церкви, постоянно на связи.
    Выход: чёткий «Шаббат» (выходной) определенный день всегда, чёткие границы начала и конца выходного дня или отпуска, в это время не читать и не отвечать в чатах, договорится с кем то из служителей быть дежурным по Церкви , что в экстренных ситуациях в выходной день звонят ему и только в экстренных, только он имеет право перезвонить пастору в «Шаббат». Должны быть чёткие правила звонков, с какого времени вы отвечаете на звонки и до скольки. Исключение экстренные ситуации. Ставьте четкие временные рамки для разговоров и встреч, вежливо напоминайте о них и придерживайтесь. Постарайтесь иметь отдельный день для душепопечения, не делайте это в спешке в воскресенье, на ходу, одновременно решая ещё другие задачи. Пользуйтесь ежедневником и записывайте все планы, чтобы понимать, когда вы действительно свободны. Обязательно внесите в план своей ежедневной работы духовные практики, иначе вы можете превратиться в пустой колодец, из которого не вы сами никто другой не напьётся. Составляйте план недели, дня, вычеркивайте сделанное, не огорчайтесь, что успеете не всё, просто запланируйте на другой день.
  • Очень эмпативное служение. Часто высокая эмоциональная вовлеченность служителя в проблемы прихожан.
    Выход: оставаясь добрым и отзывчивым, любящим и заботливым служителем не пытайтесь всё же понести все беды мира на себе, эту ношу можно и нужно доверить Богу через молитву, Его великое и любящее сердце может это вместить, вы нет. Признавайтесь в своём бессилии перед Богом утешить и забрать боль человека, Святой Дух является истинным всемогущим целителем душ и тел. Делайте то, что вы можете сделать в данный момент, сверхъестественное — это Божья работа.