Пепельное воскресенье

Пепельное воскресенье

Пепельное воскресенье (или среда) имеет древние корни.

Пепел — древний символ. В Бытие мы читаем, что Бог создал людей из праха земного (Бытие 2:7). После изгнания из Эдемского сада первым человеческим существам Бог сказал: «прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Еврейское слово, переведенное как прах, в других местах иногда переводится как пепел. На протяжении всего Священного писания пепел является частью ритуалов, когда люди ищут прощения и оплакивают свой грех (Числа 19: 9, 17; Евреям 9:13; Иона 3: 6; Матфея 11:21 и Луки 10:13)

Богослужение в этот день подчеркивает две темы: нашу греховность перед Богом и нашу человеческую смертную сущность, и помогает нам осознать, что обе они побеждены смертью и воскресением Иисуса Христа.

Возложение пепла на головы христиан в ознаменование начала Великого поста можно проследить до 10 века. Обозначение лба крестом — более поздняя адаптированная традиция.

В ранние века пепел использовался для обозначения тех, кто был отделен от церкви из-за серьезных грехов и стремился быть вновь принятым в церковную общину. По сути они снова проходили процесс подготовки к членству в церкви. Их посыпали пеплом и давали грубые одежды для ношения в знак раскаяния в грехах и решения обновить завет.

С 10 века Пепельная среда стала обязательной практикой в Западной традиции. В Православных церквях такого обряда никогда не соблюдали. 

Объединенные методисты официально приняли практику Пепельной среды в конце 20 века. Использование пепла остается необязательным. Пепел — это «аксессуар», символизирующий осознание смертной сущности и намерение покаяться. Настоящее же осознание, а также совместная и личная молитва покаяния — суть служения в первый день Великого поста.

Когда пепел кладут на лоб, произносятся такие слова: «Помни, что ты прах и в прах возвратишься», напоминая слова Бога Адаму из Бытие 3:19, или «Покайся и веруй в Евангелие» из Марка 1:15.

Через это служение в первый день Великого поста мы приходим к Богу, осознавая нашу человеческую сущность, раскаиваясь в своих грехах и вспоминая, кто мы и кем мы можем быть.

По материалам umc.org