500 ЛЕТ РЕФОРМАЦИИ

500 ЛЕТ РЕФОРМАЦИИ

31 октября 1517 года Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов. Он надеялся начать богословскую дискуссию о покаянии. Но вместо этого немецкий монах спровоцировал переворот: переворот идеями, изменившими всю Западную Европу и, в конечном итоге, мир. Тезисы, прибитые на двери замка Виттенберга, возможно, более чем что-либо другое, наполнили историю событиями.
Пятьсот лет спустя не только протестанты, но и все христиане по-прежнему переживают изменения, вызванные начатой им Реформацией.

01-2.jpg
Дверь церкви замка Виттенберг, где Мартин Лютер вывесил свои 95 тезисов, что и положило начало протестантской Реформации. В то время дверь служила своего рода университетской доской объявлений. Сегодня его тезисы выгравированы на дверях.

Широкое понимание священства
Лютер был не первым, кто призывал к реформе в католической церкви, но можно сказать, что он первым заразил этой идеей других.
Среди наиболее важных трудов Лютера есть три трактата 1520 года, где утверждалось, что и миряне, и духовенство разделяют священство Иисуса, это и стало началом учения, известного как «священство всех верующих», когда все крещеные имеют прямой доступ к Богу без посредников.

Библия на понятном языке
Если все крещеные — священники, то им нужен свободный доступ к слову Божьему. Такое предположение привело Лютера к наиболее важному из его трудов — переводу Библии на немецкий язык.
Он — не первый, кто перевел Ветхий и Новый Заветы на язык, отличный от латинского. Но в своей работе Лютер первым обратился к оригинальным текстам на иврите и греческом, (а не на латинскую Вульгату Джерома).
Влияние Лютера ощущается всякий раз, когда люди встречаются с Библией, написанной на понятном им языке.

Новые способы поклонения
Лютер не остановился на Писании. Он также перевел на обычный язык латинскую мессу.
Это, в свою очередь, повлияло на создание в англиканской церкви молитвослова, который позднее Джон Уэсли использует в методистском движении.
Объединенные методисты могут поблагодарить Лютера и за то, что регулярной частью поклонения стало пение всей общиной.
Священство верующих означает, что общине надо не только присутствовать и наблюдать за службой, но и активно участвовать в литургии.
Лютер также побуждал христиан молиться вместе на повседневных служениях. Он считал, что важно чаще собираться для молитвы, чтобы люди осознавали себя частью Божьего священства.
Любовь Лютера к пению отражается в хоровых произведениях лютеранских композиторов Иоганна Себастьяна Баха, Джорджа Фридриха Генделя и Феликса Мендельсона.

Массовое образование
Рост грамотности, начавшийся в 1440-х годах с изобретением Иоганном Гутенбергом печатного станка, пошел на пользу Реформации. Но реформаторы еще больше расширили возможности для распространения грамотности и образования.
Ведь если вы хотите понять Библию или присоединиться к пению гимна, надо уметь читать.
Протестанты построили новые школы и написали новые катехизисы, начав тем самым эпоху образования для мирян.
Некоторые христиане критиковали подобное отношение к богословскому образованию, когда главным образом изучались книги о ритуалах, чувствах и добрых делах. Методистское движение, уделяя особое внимание социальной святости, помогло исправить этот дисбаланс.

05.jpg
Мартин Лютер и Фома Каэтан во время спора о тезисах. В октябре 1518 года Лютер был вызван в Аугсбург, чтобы защитить себя от обвинений в ереси перед папским кардиналом Фомой Каэтаном. Картина Фердинанда Паувелса (1830-1904), общественное достояние, Wikimedia Common

Напоминание о покаянии
И все же, Реформация – это не только большие полномочия мирян и пение радостных гимнов. У нее, как и у самого Лютера, есть и темная сторона.
Во-первых, Реформация ознаменовала раскол деноминаций, с которым христиане живут и по сей день. Лютер не собирался организовывать новое движение раскола, но как только католическая иерархия объявила его еретиком, он с пылом выступил против своей родной церкви. Часто возникали разногласия и с другими реформаторами.
Дебаты по поводу доктрины вскоре переросли в кровавые войны, ставшие причиной смерти и разрушений на протяжении большей части столетия.
Лютер был едким и саркастичным по отношению к католикам, но еще более злобно он отзывался о соседях-евреях в своих поздних трудах. Его антисемитская риторика звучит в жестокости нацистской Германии.
Стром, профессор богословской семинарии Кэндлер, сказал, что празднование юбилея Реформации должно также стать и временем покаяния и предложил сегодняшним христианам прислушаться к первому из 95 тезисов Лютера: «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…» (Мф. 4:17), -заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием».

Свобода
Лютер противостоял властям своего времени, когда отказался отречься даже под угрозой отлучения и возможной казни. Его вызов церковной власти зажег и другие восстания, которых он не ожидал.
Он осудил вдохновленных реформаторским рвением крестьян, которые восстали против угнетения аристократией и землевладельцами.
И все же Лютер не мог не призывать к свободе, его призыв простирается от Крестьянской войны до движения за права человека сегодня. Если люди верят, что у них есть право говорить в церкви, то недолго и поверить, что у них должно быть право голоса в управлении.
«Папа установил законы? — написал Лютер в трактате 1520 года. -Пусть пишет их для себя, и руки прочь от моей свободы, или я сам возьму ее!»
Воодушевленный этим духом неповиновения баптистский пастор по имени Майкл Кинг, решил изменить имена — свое и младшего сына — и взять имя реформатора. Преподобный Мартин Лютер Кинг-младший продолжал защищать свободу и справедливость по-своему.
Для объединенных методистов непосредственное влияние Лютера — в его стойкой защите свободы, которую христиане имеют через оправдание Христом по вере.
Присутствие на чтении предисловия Лютера к Посланию к Римлянам привело Уэсли к духовному обновлению в ночь на 24 мая 1738 года.
«Примерно без четверти девять, когда проповедник говорил об изменениях, совершаемых Богом в сердце человеческом благодаря вере во Христа, я ощутил в своем сердце странное тепло, — писал Уэсли в своем дневнике. — Я вдруг почувствовал, что доверяю Христу — лишь Ему одному — в вопросе своего спасения»,
С обновленным сердцем Уэсли продолжил служение и основал движение, которое сегодня знают все объединенные методисты. И вряд ли это произошло бы без Реформации.

Перевод и материалы с сайта www.umc.org
52