автор: Преп. Клейтон Чайлдерс

C самого начала отличительной чертой методистского движения было стремление открыто высказываться по вопросам социальной справедливости, защищать угнетенных и усердно трудиться, здесь и сейчас, воплощая в жизнь слова Господней молитвы: «Да придет Царство Твое, да исполнится и на земле воля твоя» (Мф, 6:10).

Основатель методизма, Джон Уэсли, смело высказывался по проблемам тюремной реформы, прав человека, рабства, торговли алкоголем, трудового права, войны и мира, гуманного обращения с животными, и по множеству других вопросов того времени. Его доводы основывались на его понимании Писания, церковной традиции, разума и опыта, и, когда он собирал своих пасторов, они вместе молились об этих проблемах и искали мудрости и откровения. Поддержка социального развития – часть нашей методистской ДНК.

В нашем вероисповедании во время крещения методисты обещают «отречься от дел злых духов, отвергать темные силы этого мира и каяться в (своих) грехах», а также «принять свободу и силу, данную (нам) Богом, противостоять злу, несправедливости и угнетению, в каких бы формах они не проявлялись». Вставать на защиту добра, противостать угнетению и несправедливости – это наш долг как христиан, наш способ существования в этом мире.

Библия не стесняется высказываться по спорным и неприятным вопросам. Несколько тысяч стихов обращены к темам бедности, прав человека, предрассудков, освобождения угнетенных, справедливого отношения к чужеземцам, сиротам и вдовам. Временами эти отрывки заставляют нас чувствовать себя неловко. Писание бросает вызов нашему личному комфорту и вынуждает нас задумываться над теми вопросами, которые были поставлены.

Мы должны учить Писанию в наших церквях, и толковать его целостно, чтобы наши прихожане видели его центральные темы, послание и призыв. Конечно, самые сложные места необходимо рассматривать в контексте всего Писания, и их нельзя игнорировать. Христианские лидеры должны знакомить своих людей и с теми фрагментами Писания, которые часто не вписываются в нашу культуру – с теми славными историями об освобождении, о пророческом призвании оставаться верным Богу, даже, если это идет в разрез с культурой большинства; с призывом Писания «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом». Библия побуждает нас защищать и отстаивать интересы всех людей, любить ближних так, как мы любим себя, не быть пристрастными, глядя на цвета, расы и национальности, любить «пришельца среди тебя», как если бы он был нашим земляком, признавать права и достоинство женщин, быть миротворцами и посланниками Иисуса Христа. Писание призывает нас быть справедливыми и любящими, делиться с нуждающимися, оказывать сострадание больным, не мириться с насилием, заботиться о детях, идти по всему миру, смело свидетельствуя о том, что Бог любит и зовет к себе всех людей. Божий образ святой жизни противопоставляется мирскому образу жизни, с его ценностями и идеалами. Во дни Иисуса и сегодня путь Христа – это выбор революционный, идущий в разрез с путем этого мира. Эта истина становится очевидной, когда апостол Павел призывает тех, кто решил идти путем Христа: “Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья: благая, угодная и совершенная”. Для общества, которое погрязло в потребительстве, эгоизме и насилии, эта весть не звучит вдохновляюще. Это угроза для сил, которые хотят, чтобы мир оставался таким, какой он есть, которые стремятся сохранить существующий статус кво. В мире, охваченном страхом, подверженном насилию, ослепленном предрассудками и ксенофобией, контролируемом жаждой наживы и власти, конечно, призыв Христа к жизни в любви, мире и справедливости кажется диким и неуместным.

Вспомним, что пророки прошлого часто наживали себе врагов, когда обвиняли купцов в обмане покупателей, а царей – в совершении зла перед Богом; они осуждали народ Израиля за пренебрежение ко вдовам, сиротам и чужестранцем, живущим среди них. Иногда нужно, чтобы нам бросили вызов.Сегодня Социальные принципы Объединенной методистской церкви и Книга резолюций служат этой цели, пророчески обращаясь к Церкви и к миру. Тот, кто преданно служит, кто занимает церковные позиции и ведет общины, обсуждая эти проблемы, работают на благо всей Церкви. Эти люди напоминают нам о нашем высшем призвании.

Тем, кто страдает от того, что церковь вынуждена бороться с проблемными вопросами этого мира, важно помнить, что мы – не первое поколение христиан, которое страдает, служа Богу. В принципе, путь креста – это путь жертвы. Это выбор другой жизни. Перед лицом бедствий мы остаемся верными, «ибо так возлюбил Бог мир» и все творение, и мы от всего сердца верим, что в конце концов эта любовь победит.

Я приведу интересную метафору одного опытного окружного проповедника, которой тот поделился с молодым начинающим проповедником. Речь здесь идет о цене посвященного лидерства в церкви и обществе. «Большинство людей из толпы», - говорил он, - «бросая в тебя камни, промахнутся, и только некоторым удастся попасть в цель. Те из камней, которые до тебя долетят, заденут либо тело, либо ноги, - но одежда смягчит удары. Единственное, что может тебе повредить – камни, попавшие в лицо, но и большинство этих попаданий будут неопасными. Самое большее, через два дня после таких случаев, я уже бывал на ногах и чувствовал себя более-менее сносно». (Цит. по Теодор Раньон, Новое Творение: Богословие Джона Уэсли сегодня)

Устройство Объединенной методистской церкви во многом уникально, особенно в том, что касается социальных принципов. Церковь не боится браться за вопросы, которые беспокоят общество, обсуждать их и делать официальные заявления. Эти заявления направляют работу церковных комитетов и служений. В то же время, отдельные члены церкви не обязаны быть согласными с позицией церкви. В некоторых случаях официальные заявления церкви можно изменять и совершенствовать на сессиях Генеральной Конференции.

Социальные принципы ОМЦ и Книга резолюций служат важной цели. Они побуждают поместные церкви и отдельных прихожан размышлять над серьезными проблемами, которые ежедневно обсуждаются в нашем обществе. Миграция, клонирование, домашнее насилие, эвтаназия, война и мир, самоубийства, интернет, насилие на ТВ и в Сети, глобальное потепление, расизм, пересадка органов, курение, азартные игры, права молодежи, молитвы в школе, перенаселение, служба в армии, вопросы пола, умственные расстройства, ответственное пользование частной собственностью, права трудовых профсоюзов, плюсы и минусы глобализации, доступность медицинской помощи для каждого, исчезновение семейного фермерского хозяйства, разводы, бои без правил, наркотическая зависимость. По всем этим вопросам необходимо высказываться с позиции церкви.

Во всем мире многие люди становятся Объединенными методистами, в основном, благодаря тому, что высоко оценивают наши сильные позиции по сложным социальным проблемам. Они хотят стать членами церкви, которая высказывается по темам расизма, прав человека, гражданских прав, равенства женщин, ответственности за творение и общего блага для всего общества. Существует много верующих, которых привлекают традиционные крупные церкви с прогрессивными социальными принципами. Многим не нравится тот узкий круг вопросов, который освещается в церквях – всего пара горячих тем, вроде абортов и гомосексуализма; они не хотят быть частью тех консервативных церквей, которые сосредоточены не на вызовах современности, а, главным образом, на том, как обособиться от этого мира; также они не соблазнятся посланием религиозных лидеров, проповедующих эгоистичный, чувственный «Я»-теизм, ценности которого лежат за пределами нужд и проблем внешнего мира. Эта сосредоточенность на сверхиндивидуализме, морализме и богословии благополучия привела многих христиан к отречению от Христа, которого они, в сущности, так и не узнали. Всю информацию о христианстве они узнают из телевидения – и это нелестная информация. Многие бы горячо приняли бескомпромиссное, прогрессивное христианство, если бы видели его, но они просто его не встретили.

История показывает, что те, кто пророчески стоят за справедливость, со временем начинают именоваться героями, а некоторые – святыми. Но часто это требует времени. Только со временем жизни святых пророков становятся историями, которые вдохновляют людей; мы оглядываемся назад и гордимся мужеством этих людей и их бескомпромиссной верой. С гордостью мы можем вспомнить и отцов-основателей методизма, которые смело выступали против ужасов рабства, требовали права голоса для женщин, бесстрашно высказывались против расизма и защищали права мигрантов. Это были те методисты, которые стояли за «права всех людей во всех сферах жизни» (1908 Социальное кредо).

Это наше наследие веры, наследие, основанное на социальной защите и смелых, решительных действиях. Именно таких лидеров церкви мы чтим: тех, кто не боялись говорить то, что думают и стояли на своем. Один вопрос все же беспокоит меня, вопрос, которого нельзя избежать и игнорировать. Да, мы с гордостью говорим о наших праотцах веры, а что наши внуки скажут о нас? Этот вопрос должен волновать каждого из нас, побуждать нас быть верными, смелыми, бескомпромиссными свидетелями Христа.

Генеральный совет по взаимодействию Церкви и общества
Объединенной методистской церкви