ДВИЖЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО МЕТОДИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ И НАЧАЛО УЭСЛИАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

ДВИЖЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО МЕТОДИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ И НАЧАЛО УЭСЛИАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

«Сохраняя традиции, преобразуем будущее». Методизм зародился не как новая церковь, но как движение, направленное на духовное обновление. Богословие Джона Уэсли возникло из его личного стремления к святости, и было направлено на достижение и распространение святости, которая привела бы к реформе Церкви и нации. Именно так он понимал свою миссию.

Чему сегодня мы можем научиться из методистской истории, чтобы обновить веру и вдохнуть жизнь в Церковь? Я приглашаю вас совершить экскурс в Англию XVIII века, чтобы изучить практики ранних методистов, используя которые, они исполняли Божью волю для преобразования жизней.

В Оксфордском университете отдельная портретная галерея посвящена знаменитым студентам и преподавателям, учившимся и учившим здесь. Экскурсовод, остановившись перед одним из портретов, расскажет посетителям: «Это Джон Уэсли. Проповеди этого человека спасли Англию от кровавой революции, подобной французской!»

Будущий основатель методизма родился в 1703 году, в семье приходского священника. После обучения в Оксфорде в 1725 году он был рукоположен на служение в англиканской церкви. Джон, стремясь быть настоящими христианином в номинально христианском учреждении, которым в ту пору являлся Оксфордский университет, основал «Святой клуб», где они вместе с несколькими единомышленниками регулярно молились, читали Священное Писание, постились и участвовали в делах милосердия. За удивительное постоянство их прозвали «методистами», что в последствие стало названием зарождающегося движения обновления.

В 1735 г. братья Уэсли отправились миссионерами в Америку, в штат Джорджия, где их служение не имело успеха, и в 1738 г. они вернулись домой. Во время путешествия Джон познакомился с моравскими братьями, которые оказали сильное влияние на его жизнь.
Джон Уэсли понимал святость как внутреннее обновление, которое приводит к преобразованию всей жизни человека. Он пережил истинное обращение 24 мая 1738 г. В тот день он наполнился необыкновенной силой: в его сердце появилась живая вера. «Четверг, 25-ое, — пишет Уэсли в своем дневнике. — Как только я проснулся, в моем сердце и на устах были только одни слова: «Иисус Господь!»

Начались пятьдесят лет удивительной жизни. Он проехал в седле четыреста тысяч километров, что равняется десяти кругосветным путешествиям. Он произнес более сорока двух тысяч проповедей и написал около двухсот книг. Часто его проповеди под открытым небом слушало более десяти тысяч человек. Ему приходилось проповедовать по три раза в день, несмотря на погодные условия. Когда ему было семьдесят два года, он написал в дневнике, что его здоровье лучше, чем когда ему было сорок лет.

Когда Джон Уэсли умирал в возрасте 87 лет, он вдруг приподнялся на постели, окинув взглядом скорбящих родственников и друзей и сказал: «Как же хорошо, что с нами Бог!»

Дисциплина духовной жизни

В стремлении жить святой Джон Уэсли спрашивал себя: что такое праведная жизнь, и как я могу проверить, живу ли я праведной жизнью? Так он начал вести дневник, который впоследствии использовал для того, чтобы измерять прогресс, которого достиг. Однако он понимает, что истинная религия требует искреннего сердца и чистых помыслов, а не просто благочестивых поступков. Теперь перед Джоном Уэсли стоит вопрос о том, как определить искренность сердца. Свое движение возрождения Церкви и общества Джон Уэсли начинал с себя. Его духовная дисциплина включала в себя:
— ежедневную молитву;
— чтение Библии;
— пост;
— ведение дневника;
— причастие (раз в неделю и чаще);
— посещение методистского общества.

Как я провожу свободное время? Какое у меня расписание? Реален ли для меня Христос? Достаточно ли времени я провожу с Ним в молитве и чтении Библии? Какие у меня взаимоотношения с людьми, и что я делаю с этим? Что я чувствую? Как я живу? Каким человеком я являюсь? Эти вопросы из проверочного листа Джона Уэсли не потеряли своей значимости для духовной жизни и в наше время.

Проповедь на открытом воздухе

Проповедь Благой вести стала самой важной частью служения Джона Уэсли. Очень скоро двери церквей Лондона стали закрываться перед «неудобным проповедником».

Тогда он принял приглашение Джорджа Уайтфилда проповедовать на открытом воздухе. Уайтфилд открыл для своего друга новую дверь в мир служения, где главным куполом являлось небо, а прихожанами — весь мир.

Джон Уэсли запишет в своем дневнике: «Для меня весь мир — мой приход. Под этим подразумеваю, что где бы я ни находился, я считал своим непременным долгом возвещать всем, кто желал слушать, радостную весть спасения».

Малые группы

Святость должна иметь социальную форму, в которой она могла быть выражена. Для Джона Уэсли такой формой были методистские общества, где верующие, следуя общим правилам — избегать всякого рода зла, делать добро и участвовать в делах благочестия и милосердия — тем самым проявляли свою любовь к Богу и ближним.

На другом уровне это воплощалось в классах и группах. Именно в группах осуществлялось пасторское попечение, и здесь ищущие люди получали уверенность в своем оправдании и принятие. Большинство новообращенных получали переживание нового рождения не тогда, когда они слышали проповедь Джона Уэсли, но после того как они присоединялись к методистскому обществу и начинали посещать классы и группы.
Малые группы и сегодня являются инструментом духовного роста верующих и являются трамплином для распространения Благой вести.

Забота о бедных и отверженных

Джон Уэсли ищет ответ на вопрос: «Христианская жизнь — это то, что происходит внутри меня? Или это что-то, что мне нужно делать? Что-то вне меня?» Его ответ: и то, и другое. Это личное благочестие и социальное служение. В дальнейшем Джон Уэсли будет твердо стоять на том, что «нет личной святости без святости общественной».

Уэсли заботился о бедных и отверженных людях, решая их насущные проблемы.

Он организовывал сборы пожертвований; открыл лечебницу, которая предоставляла медицинские услуги для бедных; выпустил книгу простых и недорогих средств для лечения распространенных заболеваний. Он по-прежнему посещал больных.

Уэсли искал рабочие места для безработных; нанимал на работу людей для обработки тканей и вязания. Он создал систему беспроцентных займов, которая позволяла выплатить долги, и продолжал свое служение приговоренным к смертной казни.

Содействие справедливости

Уэсли занимался не только социальным служением. Он последовательно выступал за правовые изменения в пользу более справедливого и равноправного общества.

Он писал памфлеты с требованием принятия законов, призванных уничтожить причину бедности в Англии, как он ее понимал; выступал за реформу исправительной системы наказаний и против бесчеловечного обращения с военнопленными; был противником рабства и поддерживал тех, кто выступал за его отмену.

Расширение прав

Джон Уэсли поддерживал проекты, позволяющие получать образование беднейшим слоям населения. Он расширил полномочия мирян, назначая их в качестве проповедников и руководителей обществ, классов и групп; предоставил женщинам возможность проповедовать и осуществлять пасторскую заботу и руководство классами.

Христианские конференции

Важной особенностью раннего методизма было развитие конференций, где Уэсли встречался со своими проповедниками, чтобы обсудить ключевые аспекты служения. На конференции 1744 года обсуждалось три актуальных для зарождавшегося движения вопроса: чему учить, как учить и что делать?

Чему мы можем научиться из методистской истории?

Дисциплине духовной жизни; проповеди, которая не знает границ; личной и социальной святости, практикуемой в малых группах и социальном служении; участию в построении справедливого и равноправного общества; расширению прав незащищенных слоев общества; созданию сильной взаимосвязи.

Совершенство — это то к чему некоторые люди, и не обязательно только христиане, стремятся всю свою жизнь. Джон Уэсли утверждал, что христиане могут жить совершенной жизнью. Кто же он, этот идеальный христианин? Джон Уэсли описывает его так: «…Тот, кто любит Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой, всем своим разумом, и всей силой. Бог — радость его сердца, и желание его души, которая постоянно жаждет, поэтому он счастлив в Боге и всегда радуется, так как находит в Нем источник воды, текущей в жизнь вечную, и наполняющий его душу миром и радостью».

Разве это не самое лучшее, что может случиться с нами в жизни помимо спасения? Какое счастье достичь той точки, где не будет больше никакой борьбы с грехом, и где уже не будет самого желания грешить, потому Иисус заполнит сердце, разум, и душу настолько, что уже не будет ни места, ни времени ни для чего больше, кроме любви и поклонения Ему.

john-wesley.jpg
Памятник во дворе собора святого Павла в центре Лондона.Надпись на постаменте гласит: «»Благодатью вы спасены через веру «.Джон Уэсли, основатель методизма. 1703-1791,священник, поэт, учитель веры»

.

По данным Всемирного методистского совета (The World Methodist Council) на 2014 год 80,5 млн представителей методистских и уэслианских церквей насчитывается в 133 странах мира. В состав Объединенной методистской церкви Евразии входит свыше 100 церквей и библейских групп на территории России, Украины, Казахстана, Кыргызстана и других стран.

Рекомендуем: книгу Р. Хейценратера «Уэсли и люди, называемые методистами»